Екатерина Барановская
ВЕШНЯЯ ПОГОДА
Чего она «праматерь» - знает Осип Мандельштам. И, конечно, Пушкин, панихиду по которому он организовал 14 февраля 1921 года в Исаакиевском соборе - великолепном саркофаге.
В «достоевскую» пятницу я расскажу о других «выходках» Мандельштама – тоже юбиляра (не забыть: топчущего литературную шубу ногами, работающего «с голоса», ворующего воздух разными детскими способами, сводящего счёты с барчонком-барсучонком Блоком, а через него – с 1870/80-ми, «когда в трактирах ужинали юбиляры»).
Архетип второй лекции цикла – Дант Огюста Барбье, петрашевцев, Мандельштама: не румяный школяр с миниатюры XIV века, а бедняк, внутренний разночинец, измученный неловкий человек в «коробке тюремного резонатора» Флоренции-сплетницы.
Герой лекции – Вася Комарович. Будущий исследователь Достоевского и Китеж-града, оппонент Фрейда, любимец студентов, учитель Д. С. Лихачёва, а пока – участник Пушкинского семинария и близкий друг таких же юных Георгия Маслова и Елены Тагер, обвенчавшихся в церкви апостолов Петра и Павла при Императорском Петроградском университете 6 ноября 1916 года. Ещё все живы: Вася, братья Гиппиусы, Семён Афанасьевич Венгеров, жених. И всё - в мреющем розовом свете, в ауре «старинных лучей».*
Лекцию я посвящаю памяти Александра Борисовича Мордвинова. Его легендарные смех, пластика, перформансы, даже портфель; его «смысловые коконы» Мандельштама вот уже 20 лет «прорезываются» в моих трудах и днях, как дантовы «световые зубы». Незабвенно.
А Петру Митуричу (см. картинку) замечательно удались знаменитые ресницы поэта.
* Из лагерного стихотворения Е. Тагер «Сон», 1953